Каменные храмы Соловецкого монастыря в ряду выдающихся памятников древнерусской архитектуры

Историко-культурный и природный комплекс Соловецких островов – единственный в своем роде по цельности и полноте сохранившихся в нем ансамблей и комплексов культовых, жилых, хозяйственных, оборонительных, гидротехнических сооружений, сети дорог, созданных культурной деятельностью Соловецкого монастыря. Его формирование происходило на протяжении с. 16 - нач. 20 вв. Основные составляющие историко-культурного комплекса Соловецкого монастыря – центральный ансамбль, включающий крепость, храмовый комплекс, жилые, хозяйственные, гидротехнические и производственные постройки и сооружения. Многие здания, созданные в этот период, справедливо отнесены к числу выдающихся произведений древнерусского зодчества.

Комплекс жилых и хозяйственных построек 18-19 вв., окружающий главный архитектурный ансамбль монастыря, скитские ансамбли, расположенные на пяти островах архипелага, водохозяйственная система Большого Соловецкого острова, включающая ирригационные, мелиоративные, питьевые, судоходные системы 16-нач. 20 вв., находятся в природном окружении, в значительной степени являющемся культурным ландшафтом. Выдающаяся ценность монастырского комплекса состоит в оригинальности архитектурных форм, целостности, полноте и сохранности древней планировки хозяйственной и периметральной келейной застройки в их слиянии с природным окружением.

Строительство было начато с первых лет поселения монахов на острове. Уже в первые годы жизни на острове ими возведен первый Спасо-Преображенский храм и «трапеза малая». К середине 1460-х годов ансамбль представлен деревянными строениями нового, увеличенного в размерах, Преображенского храма, церковью Успения Пресвятой Богородицы с трапезной. В соборный комплекс также входили церковь во имя Николы Чудотворца и звонница. По периметру здания были окружены келейными и хозяйственными постройками и все строение было обнесено оградой. Неоднократные пожары порождали необходимость отстраивать поврежденные или уничтоженные постройки, но, видимо, принципиальных изменений в облик деревянного ансамбля эти перестройки не вносили. Документы того времени не оставили каких-либо сведений о внешнем облике этих зданий. Косвенные сведения об их размерах и местоположении можно получить  при анализе описаний иконостасов храмов, сведения о которых приведены достаточно подробно. Судя по этим данным, деревянный Спасо-Преображенский храм имел размеры порядка 10-11 х 17-19 м, церковь Успения с трапезной – 6,5 х 9,5 м.

Территория, занимаемая первоначальным ансамблем, располагалась между двумя ручьями, ограничившими ее с севера и юга.

Рис. 1. План-схема деревянного ансамбля Соловецкого  монастыря до начала каменного строительства (середина 1460-х - 1552 гг.) Реконструкция А.Г. Мельника.
1. Спасо-Преображенский собор; 2. Храм в честь Успения пресвятой Богородицы с трапезной; 3. Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая;
4. Звонница; 5. Гробница преподобного Зосимы; 6.Гробница преподобного Савватия;
7. Монастырская ограда; 8. Мельничный канал (ручей); 9. Ручей;
10. Место расположения каменного здания комплекса храма в честь Успения пресвятой Богородицы с трапезной и келарской палатами, возведенного в 1552-1557 гг.

В 1538 году случился грандиозный пожар, уничтоживший большую часть построек обители. Храмы были вновь отстроены в дереве, очевидно, на прежних местах.

С 1552 г. в монастыре начинается новое масштабное строительство. Здания впервые строят каменные – из местных камней и кирпича, который стали производить на Соловках. Инициатором каменного строительства на Соловках стал игумен Филипп (Колычев) (4 - Икона Святитель Филипп Митрополит Московский, 17 в. Из фондов СГИАПМЗ), под руководством которого были устроены кирпичные заводы, организована доставка строительных материалов с материка, были приглашены новгородские строители (мастер Игнатий Салка).

Рис. 2. Икона Святитель Филипп Митрополит Московский, 17 в. Из фондов СГИАПМЗ.

Наиболее интенсивной период хозяйственной  и строительной деятельности на Соловках пришелся в сер. 16-пер. нач. 17 вв. За этот небольшой отрезок времени на Соловках были выстроены каменные храмы, крепость с комплексом периферийных фортификационных сооружений, ряд келейных и хозяйственных крупных построек (Поварни, Сушило, деревянные мельницы и пр.), создана питьевая озерно-канальная система в центре Б. Соловецкого острова (более 50 озер), построены морские садки для содержания рыбы, заведено оленеводческое хозяйство, устроены скотные дворы на о. Б. Муксалма, построена каменная гавань на Б. Заяцком острове.

Центром историко-культурного комплекса архипелага является архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря, замечательный по целостности сложной разновременной архитектурно-пространственной композиции, составленной из разновысотных, конструктивно связанных между собой построек, имеющих различное функциональное назначение. Целостность архитектурно-художественного облика ансамбля была обеспечено кратковременностью его создания (1552-1602 гг.), преемственностью конструктивных и творческих приемов, единством замысла основных зданий ансамбля – Трапезного комплекса (1552-1557) и Спасо-Преображенского собора (1558-1566). Последующие постройки этого периода – Никольская церковь, Сушило, Благовещенская надвратная церковь – сочетали в своем облике и конструктивных решениях черты, свойственные более ранним зданиям. В 1602 г. выстроена галерея-переход, соединившая паперти зданий центрального храмового комплекса.

Рис. 3. Ансамбль Соловецкого монастыря. Вид сверху.
Рис. 4. Ансамбль Соловецкого монастыря. Вид на западный фасад ансамбля.

Крепость с башнями (1582-1594, 1596), имеющая в плане вытянутый с севера на юг пятиугольник, фланкированный круглыми башнями, сформировала окончательный облик ансамбля, создав его объемно-плановую структуру – центральный двор с храмовым комплексом, южный и северный дворики, на которых позднее сложились комплексы хозяйственных построек монастыря. Центральный двор по периметру обстроен каре келейных и хозяйственных корпусов, возведение которых относится к перв. пол. 17 в. (Реконструкция храмового комплекса ансамбля Соловецкого монастыря на к. 16-н. 17 вв. Проект реставрации).

Формирование храмового комплекса было завершено к концу 17 в. строительством небольшой церкви при Больничных палатах в северной части центрального двора, которая была посвящена Святителю Филиппу митрополиту Московскому.

Идейные искания второй половины 15-первой половины 16 в., формирование единого централизованного Русского государства, осознание Руси себя в качестве единственного православного государства после падения Константинополя (Москва – третий Рим) во главе с царем, нашли свое отражение и в архитектуре. Расширение культурных связей, широкий обмен достижениями  зодчих прежде разрозненных русских земель, привнесение знаний и достижений итальянских архитекторов, новые технологии получения и обработки строительных материалов, рост и расширение естественно-научных и технических знаний вызвали к жизни новые архитектурные формы, получившие разнообразнейшие интерпретации. Большое влияние на формы строящихся зданий оказывали заказчики, в первую очередь, великий князь и царь, по указанию которых возводились наиболее значимые постройки в крупных городах и личных владениях, а также игумены крупных монастырей. Как правило, для ведения такого строительства приглашались лучшие мастера и выбирались наиболее красивые и выразительные формы.

В конце 15 и первой половине 16 вв. была чрезвычайно актуальной церковная полемика о монастырских землевладениях, которая задела, помимо имущественных и экономических, вопросы духовного и мистического плана. Ограничения в монастырском обиходе, к которым призывал преподобный Нил Сорский, сказались на архитектуре возводимых в то время храмов в монастырях вологодских земель – Ферапонтове, Кирилло-Белозерском, других, расположенных и на значительном удалении от мест, где жил и проповедовал Преподобный Нил. Сдержанные формы, скромное убранство, известная аскетичность этой архитектуры были созвучны с образом жизни насельников обителей, отказавшихся от всего внешнего ради совершенствования внутреннего мира.

Другой стороной дискуссии были приверженцы иного направления, представленного деятельностью и учением преподобного Иосифа Волоцкого. Утверждение роли монастырей в жизни государства, в борьбе с ересями, в обеспечении чистоты православного бытия Русского государства влекли за собой и необходимость в видимых реалиях. Процветание монастырей, красота церковных зданий, прекрасные росписи интерьеров, великолепные иконостасы являются свидетельством о красоте и правде царства Божьего.

Драма «столкновения двух правд: правды общественного служения и правды внутреннего делания, совершенствования человеческой личности» (о.Г. Флоровский), в том числе предъявлена нам сегодня в архитектуре дошедших до нас зданий и ансамблей.

В период правления игумена Филиппа на Соловках в ссылке оказались видные деятели нестяжательского движения – игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, затем – протопоп Сильвестр, царский духовник, настоятель Благовещенского собора в Московском Кремле, в духовных и частных беседах с которыми соловецкий игумен поверял свои замыслы об обители, ее устройстве, затеваемых строениях. В какой-то степени они могли и повлиять на архитектуру возводимых при игумене Филиппе строениях.

Трапезный Успенский комплекс и Спасо-Преображенский собор, возведенные при игумене Филиппе отличают строгость, ясность форм, декларативный отказ от внешнего и внутреннего архитектурного декора, выдающиеся для своего времени размеры, превосходящие многие здания, возведенные в 16 веке. При их строительстве использованы лучшие достижения русских строителей – как в формообразовании, так и в решении инженерных задач, большинство из которых на Соловках были решены впервые. Так, новгородские зодчие при сооружении Трапезной палаты в Соловецком монастыре смогли блестяще решить задачу перекрытия необычно большого пространства цилиндрическими сводами на распалубках, имеющими единственную опору – массивный столп - в центре. При строительстве первого каменного здания, помимо общего образного строя, ставшего ведущим для соловецкой архитектуры, была предусмотрена возможность включить в общий объем большого здания несколько хозяйственных служб, в основном связанных с хлебом. Этот принцип многофункциональности возводимых построек будет соблюдаться в большинстве последующих строений в Соловецком монастыре.

Расцвет строительного ремесла по всей Руси в этот период достиг наивысшего уровня – редкое чувство пропорций, объемно-пространственного мышления, свобода в применении творческих приемов свойственна строителям этого времени. На Соловках он находит одно из своих высших воплощений. Строили «как красота и мера подскажут».

Единство замысла, конструктивные, инженерные, технологические приемы, применение ограниченного набора элементов оформления фасадов зданий, сложные, перекликающиеся в основных мотивах, кровли храмов, монументально-выразительные фасады, чрезвычайно живописный строительный материал – дикий камень-валун в сочетании с кирпичной кладкой на белом известковом растворе, деревом, кованым металлом, обеспечили появление на далеких островах Белого моря ансамбля монастыря удивительной красоты.

Храмовый комплекс 16-17 вв. сегодня представлен выдающимися произведениями древнерусского зодчества –церковью Успения пресвятой Богородицы с Трапезной и Келарской палатами и Спасо-Преображенским собором с каменной галереей-переходом между ними.

Трапезный комплекс (1552-1557).

Рис. 5. Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой, 1552-1557 гг.. Южный фасад.

В комплекс входит церковь Успения Богородицы с двумя приделами в третьем ярусе – Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского, две обширные одностолпные палаты – Трапезная (483 кв. м) и Келарская. Трапезная палата принадлежит к числу шедевров древнерусского зодчества – самая большая одностолпная палата, выстроенная русскими мастерами в 16 в., она отличается красотой пропорций, высокохудожественным воплощением конструкций, профессиональным мастерством. Лаконичные монументальные решения фасадов ставят памятник в ряд лучших образцов русского зодчества. В нижнем ярусе здания, состоящем из просторных сводчатых подклетов, располагались хлебные службы – пекарня, просфоренная служба, квасоварня, мучные склады, хлебодарня, системы отопления помещений второго яруса.

Спасо-Преображенский собор (1558-1566).  

Рис. 6. Спасо-Преображенский собор, 1558-1566 гг. Западный фасад. Вид из арки Святых ворот.
Рис. 7. Спасо-Преображенский собор, 1558-1566 гг. Южный фасад.

Главный храм монастыря, двухстолпный, трехъярусный, шестипридельный. Приделы посвящены – во втором ярусе – прп. Зосиме и Савватию Соловецким Чудотворцам, Собору Небесных Сил архистратига Михаила, в третьем ярусе – Великомученику Федору Стратилату, преподобному Иоанну Лествичнику, Собору Двенадцати апостолов, Собору Семидесяти апостолов. При строительстве собора зодчие придали ему особую монументальность, величественность, лаконичную выразительность крупных форм, сродни Трапезному комплексу. Сохраняя в целом образность, присущую новгородским постройкам, строители Собора внесли в конструкцию многие архитектурные приемы, присущие московскому зодчеству – шатровую конструкцию венчания храма, многоприделие, систему внутренних перекрытий и др., что придало собору своеобразие, ставящее его на особое место в зодчестве 16 в. В архитектуре Собора его создатели, используя самые новые творческие идеи – конструктивные, композиционные, самостоятельно блестяще решили сложные инженерно-конструктивные задачи. Особую оригинальность придает Собору его завершающий третий ярус, где расположены по углам плана четыре придела с двухрядной системой кокошников и щипцов между ними, а также размещенным среди них высоким двухсветным каменным шатром, увенчанным массивной луковичной главой. С возведением и украшением собора связаны имена трех царей-жертвователей – Ивана IV (Грозного), Петра I, Александра II.

Вслед за завершением строительства Спасо-Преображенского собора приступили к строительству церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая (1577-1584 г.). Она была выстроена к северу от Спасо-Преображенского собора, так же, как и собор, была также двухстолпной, венчалась одной главой. На паперти церкви была размещена собственная звонница с часами. К к. 16 в. в конструктивной связке с церковью возникают ризничная и оружейная палаты.

На наиболее ранних изображениях ансамбля монастыря (к.16-нач. 17 вв.) можно рассмотреть деревянную звонницу между Успенской и Никольской церквями. О ней встречаются упоминания в описях монастыря этого времени. В к. 16 -  н. 17 в. в центре храмового комплекса между Никольской и Успенской церквями возводится каменная звонница – на высоком валунном основании, в виде сквозных арок, связывающих семь столпов. Звонница увенчана тремя высокими деревянными шатрами. В арках размещались главные монастырские колокола. Помимо главной звонницы, свои небольшие «часозвони»  с малыми колоколами имели паперти Успенской и Никольской церквей.

Рис. 8. Реконструкция храмового комплекса ансамбля Соловецкого монастыря на к. 16-н. 17 вв. Проект реставрации

Надвратная церковь во имя Благовещения пресвятой Богородицы (1596-1601).

Рис. 9. Храм Благовещения пресвятой Богородицы, 1601 г.

По завершении строительства Крепости, с образованием с ее западной стороны центрального входа – Святых ворот, практически сразу возводится над ними небольшая церковь. Церковь акцентировала значимость главного входа в обитель, освящала его.  Она служила домовой церковью при покоях настоятеля монастыря. Строительством церкви Благовещения было завершено формирование храмового комплекса в 16 веке. Церковь полностью принадлежит по своим архитектурным решениям к комплексу главного храмового ансамбля. Образный строй фасадных решений – лаконичность, монументальность, несмотря на небольшие размеры, отсутствие фасадного декора, перекличка ярусного пощипцового завершения с аналогичными решениями в кровлях основных построек, как бы подчеркивают верность полувековым строительным традициям в Соловецком монастыре.

В 1602 году паперти всех зданий центрального храмового комплекса соединила между собой галерея-переход. Устроенный на высоких просторных арках, переход обеспечил возможность удобной связи между строениями. Сама галерея была крытой, кровля опиралась на прямоугольные столбы с невысоким парапетом ограждения между ними. Строителем перехода был монах Трифон (Кологривов), прежде руководивший возведением Крепости Соловецкого монастыря. Активное использование в кладке арок нижнего яруса сооружения камня-валуна больших размеров, обеспечили постройке созвучную основным строениям монументальность, визуально связали их в единое композиционное целое с крепостными стенами, обеспечив  редкую целостность восприятия всего архитектурного ансамбля.

Рис. 01. Галерея-переход, 1602 г.
Рис. 11. Галерея-переход. Восстановленная часть в формах 1602 г.

Церковь во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского.

В 17 в. храмовый комплекс дополняется возведением небольшой больничной церкви, посвященной памяти Святителя Филиппа митрополита Московского. Церковь возведена в северной части центрального двора при Больничных палатах и соединялась с ними сенями. Церковь не дошла до наших дней. Судя по редким изображениям, она была небольшой, кубической формы, очевидно ее образное решение перекликалось с главными храмами ансамбля. Церковь была увенчана одной главой. Археологические раскопки на месте церкви дали данные о ее общем абрисе, размерах в плане. Находки археологов дали любопытный материал: кирпичи различных профилей с разноцветной обмазкой, поливную керамику, фрагменты полихромных изразцов, на которых был изображен двуглавый орел, черепицу со ступенчатым зубчатым завершением. Очевидно, эти находки имели отношение к разобранной церкви. Они дают возможность высказать предположение, что небольшой храм был достаточно ярко украшен по фасадам, что свидетельствует о новых тенденциях, ярко проявившихся в архитектуре зданий ансамбля Соловецкого монастыря в 17 веке.

События старообрядческого восстания 1668-1676 гг. и последующее разорение обители прервали прежнюю традицию. Монастырь возобновил в полном объеме свою деятельность только к концу 18 в., когда начались крупные государственные реформы Петра Первого. Они коренным образом изменили жизнь древнего монастыря – изменилась хозяйственная структура, острова стали все более открываться для посещения паломниками, полностью была перестроена экономика обители. К середине 18 в. монастырь утратил свои материковые владения, сосредоточив свою деятельность на архипелаге. 

Новые эстетические нормы, влияние привнесенных в русскую культуру с Запада «больших стилей» - барокко и классицизма – оказали свое влияние и на архитектурный ансамбль монастыря. В сер.18 – 19 вв. происходит кардинальное изменение облика большинства зданий древней постройки: часть зданий разбирается и на их месте возводятся новые строения, видоизменяются многие конструкции – кровли, формы оконных и дверных проемов, а также система декора фасадов. Так, вместо прежней трехшатровой звонницы новгородского типа в 1777 году выстроили четырехъярусную колокольню «в новом вкусе» - с элементами позднего барокко, в 1832-34 гг. на месте Никольской церкви 16 в возвели другую, пятиглавую, в архитектуре которой можно проследить элементы влияния как ранней соловецкой архитектуры, так и элементов барокко и классицизма. В 1859 г. с северо-восточной стороны Спасо-Преображенского собора выстроен новый Троице-Зосимо-Савватьевский собор, ставший основным храмом для приема большого числа посетителей Соловецких святынь.

К середине 19 века архитектурный ансамбль, сохранив своеобразие, монументальность и величественность, приобрел маловыразительные стандартизированные формы входящих в него зданий. Древняя красота прежних творений русских зодчих оказалась до времени скрыта, а, порой, и утрачена.

Исследования архитекторов-реставраторов 1960-х-1980-х гг. позволили реконструировать первоначальный замысел большинства строений.

2-3
2-3
4
5
6
7-8
7-8
9
10-11
10-11